vegetagarden (vegetagarden) wrote,
vegetagarden
vegetagarden

Клюквенники — позор криминального мира царской России

В мире “коронованных” воров в законе и “фраеров” особое место всегда занимали так называемые “клюквенники” — то есть воры, специализирующиеся на кражах в церквях.


Интересно, что до сих пор жаргонный термин “клюквенник” не имеет чёткого определения. Кто они? Воры, специализирующиеся на краже церковных ценностей — икон, дорогих окладов, драгоценной церковной утвари, старинных книг? Или вообще все, кто совершает преступления на территории храмов? Сейчас к “клюквенникам” относят и карманников, которые во время церковных служб и крёстных ходов обчищают погружённых в молитву прихожан.
Эта воровская специализация во всём мире существует со времен появления молебен. На Руси первые законы, определяющие наказания именно для церковных воров, появились ещё в XV веке. Правда, тогда они не назывались “клюквенниками”, но за свои преступления ни получали гораздо суровое наказание, чем обычные воры. Воров на Руси всегда наказывали жестоко, но не смертельно. Им отрубали руки, вырывали ноздри, отрезали уши, сурово пороли плетьми. Но до смертной казни дело практически никогда не доходило. А церковные воры в этом отношении являли собой исключение.
В 1649 году на Руси появилось Соборное уложение — свод церковных законов, который определял правила церковной жизни. В том числе и наказание для тех, кто ворует в церквях. Уже тогда основной карой для таких преступников была мучительная смертная казнь.
Церковные воры делились на две категории — святотатцев и просто воров. Святотатцев, крадущих то, что было освящено и принадлежало храму, наказывали смертной казнью или пожизненной ссылкой. Ну а тех, кто крал у прихожан “ради убожества”, то есть по бедности, чтобы прокормиться, и зарился на “неосвященные вещи”, считали просто ворами и наказывали плетьми или вырыванием ноздрей.
Интересно, что такая градация и такие меры наказания просуществовали вплоть до Октябрьского переворота 1917 года и породили массу юридических тупиков.
Например, известен случай, когда в 1810 году Тобольская уголовная палата рассматривала дело о крестьянине, который украл мелочь из ящика для пожертвований, поставленного у часовни. Естественно, по закону его полагалось казнить или отправить на вечную каторгу. Однако сам Сенат тогда смутился несоответствием суммы украденного и суровости наказания. Крестьянина осудили как простого вора.
В середине XIX века чуть было не приговорили к смертной казни двух подростков из Рязанской губернии, которые обчистили кружку для пожертвований. Лишь в последний момент им изменили приговор — одного из них приговорили к 5 годам, а другого — к 15 годам пребывания в мужском монастыре.
Ходит много легенд о том, что в воровском мире очень уважают церковь и Закон Божий, поэтому церковные воры находятся на низшей ступени криминальной иерархии и не пользуются уважением в воровском мире. До революции именно так и было. Существовала даже поговорка: «Украл из церковной кружки», то есть пал ниже плинтуса. Церковные воры в криминальном мире царской России были кастой изгоев, общаться с ними считалось унижением для любого уважающего себя вора, и над ними нередко устраивали самосуд.
Но после революции 1917 года, когда церкви стали грабить на государственном уровне, храмы перестали пользоваться особым уважением среди воров. Ведь даже название “клюквенник” появилось от жаргонного “клюква”. Так в воровском мире называют церкви — золочёные маковки на них якобы напоминают гроздья клюквы на кусте. Это жаргонное словечко носит явный пренебрежительный характер.

Ист
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments